Значение «средние века»

Что означает «средние века»

Энциклопедический словарь

Средние Века

(средневековье), принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется кон. 5 - сер. 17 вв.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Средние века

(Средневековье)

термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула (476), верхней — конец XV в. Подразделяется на Раннее (V-IX вв.), Высокое (Х-ХIII вв.), Позднее (XIV—XV вв.) Средневековье.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Средние века

(лат. medium aevum, фр. le moyen â ge, нем. Mittelalter, англ. middle age и т. п.) — название для тысячелетия, протекшего от падения Западной Римской империи (476 г. после Р. X.) до открытия Америки (1492 г.). Деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую возникло в XVII веке и имело сначала исключительно филологическое значение. Филологи этой эпохи, следя за судьбами латинского языка, разделили его историю на три больших периода. Последняя эпоха перед Возрождением считалась временем наибольшего упадка латинского языка (infima latinitas), золотым веком которого они признавали классический период до Антонинов; промежуточное время они назвали средней эпохой латинского языка (media latinitas). Это понятие "среднего века" было скоро перенесено и на политическую историю. Первый писатель, поставивший на заголовке своего труда: "Historia medii aevi", был немецкий иезуит Целларий (собственно Келлер), умерший в 1631 г. После него Лешер точно определил начало и конец средневековой истории (V и XV вв.), что мало-помалу и вошло во всеобщее употребление. Впрочем, отдельные историки придерживаются и других пределов, начиная, например, С. века с Константина Великого и победы христианства, а за конец их принимая завоевание Константинополя турками (1453), начало реформации (1517) или даже вестфальский мир (1648). Некоторые причисляют к новому времени целиком XIV и XV века. Понятие С. века не имеет, таким образом, строго научного значения. Тем не менее оно так вкоренилось в научной терминологии, что без него в настоящее время трудно было бы обходиться. Хотя деление истории на древность, С. века и новое время имеет ближайшее отношение к одной Западной Европе, для которой особенно важно падение Римской империи и античной образованности, с одной стороны, и начало "Возрождения" — с другой, обозначение V—XV веков, как "средних", было принято и для других исторических миров, например для азиатского Востока. Кроме того, термин "средневековой" получил и не чисто хронологическое значение, в тех многочисленных случаях, когда этим словом хотят обозначить известные культурные или политические особенности, свойственные С. векам. В виде примера можно указать на выражение "средневековое миросозерцание", характеристике которого посвящаются даже обширные труды (см. Eicken, "Geschichte und System der mittela l terlichen Weltanschauung"). Такой же смысл имеют выражения: "средневековой общественный строй", "средневековое государство" и т. п. В последнем отношении термин С. века стал даже обозначать не столько известный хронологический период, сколько известную ступень культурно-социального развития. Недавно в таком именно смысле стали говорить о С. веках в древней греческой истории (особенно современный историк древнего мира Эдуард Мейер). Было бы, однако, трудно дать такую общую характеристику средневековья, которая отличалась бы цельностью и строгой определенностью: понятие С. века остается все-таки чисто условным, а не настоящим научным понятием. В прежней историографии господствовало стремление резко отделять С. века, с одной стороны, от древности, с другой — от нового времени; но при теперешнем состоянии науки, наоборот, преобладает противоположная тенденция — не разделять, а соединять, т. е. видеть в С. веках естественное продолжение древности, а в новом времени — естественное продолжение С. веков. Начало исторического изучения С. веков было положено главным образом в первых десятилетиях XIX в. Раньше, начиная с эпохи гуманизма (XIV—XVI вв.) и кончая эпохой "просвещения" (XVIII в.), отношение образованного общества к С. векам было крайне неблагоприятное, как к периоду невежества и "готического" варварства. Защитники С. веков в XVIII в. были редки и мало влиятельны (например, Бек, "Оценка средневековья и его общей истории", 1780; Гегевиш, "Характер и нравы германцев в С. века", 1786). Только в XIX веке интерес к С. векам получил широкое распространение. С одной стороны, после французской революции и войн Наполеона, наступила реакция, которая прямо проповедовала возвращение к С. векам; с другой стороны, французские либеральные историки обратились к изучению С. веков, как эпохи, когда зародились и развились третье сословие, представительные учреждения, политическая свобода и т. п. (общий очерк историографии С. веков см. ст. Историография и Социальная история). К первым же десятилетиям XIX века относится и замечательная попытка Галлама дать общую картину истории Европы в С. века ("А view of the state of Europe during the middle age", 1818; немецкий и французский переводы вышли в двадцатых годах). После того не раз делались попытки общих обзоров средневековой истории, особенно в Германии, где, впрочем, они нередко получали характер учебников (R ühs, Rehm, Leo, Cortüm, Rü ckert и мн. др.). В русской литературе сделана была подобная попытка в обширном труде профессора Осокина, не вполне удачном. Учебные пособия по истории С. веков: "История С. веков", M. M. Стасюлевича (три тома), и книга для чтения по истории С. веков, составленная кружком преподавателей, под редакцией профессора П. Г. Виноградова.

Н. К.

Педагогический терминологический словарь

Средние века

(педагогические аспекты)

   период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 - серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества. В С.в. консолидировались и расширились культурные области Европы и других регионов мира, получили развитие христианство и другие мировые религии, сложились жизнеспособные нации и их языки, были созданы классические произведения мировой литературы и искусства, заложены фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие учащихся, но и взращивание их как нравственных личностей.

   Характер и формы образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. В Западной Европе исчезли последние сохранившиеся школы, устроенные по римскому образцу. Началось приспособление духовного наследия Античности к требованиям христианской церкви. Создавались обобщающие компендиумы, ставшие классическими учебниками: "О браке Филологии и Меркурия" Марциана Капеллы, трактаты Боэция по арифметике, музыке, геометрии и астрономии (последние два не сохранились), "Наставления в науках божественных и человеческих" Кассиодора, "Начала, или Этимология" Исидора Севильского. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский.

   В 6-8 вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов. Центры монастырской культуры располагались в Ирландии и на территории современной Италии, Англии, Германии и Франции. Центры позднеантичной образованности до 6-7 вв. сохранялись в Византии.

   Попытка осуществить идею образования не только для клириков, но и для мирян была предпринята в конце 8 - 1-й половине 9 вв. в период культурного подъёма в империи Каролингов. Указами Карла Великого (768-814) предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счёту. Центром образования стала придворная школа в Ахене под руководством Алкуина. Однако во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях.

   Сформировались монастырские школы, кафедральные или соборные школы, приходские школы, обеспечивающие элементарное обучение. С 14 в. своеобразным типом народной школы стали школы при поминальных часовнях, где дети обучались началам грамоты. С ростом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов возникли городские школы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, а также частные школы. Центрами ремесленного образования с 12 в. были цехи.

   В 12-13 вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. У наиболее знаменитых преподавателей стремились обучаться бродячие школяры (ваганты, или голиарды) - выходцы из городской или рыцарской среды, низшего клира (см. Странствующие учителя). Среди школяров возникла латинская поэзия ("лирика вагантов").

   Обучение в школе осуществлялось на латинском языке, с 14 в. появились учебные заведения с преподаванием на разговорных языках. Жёсткое деление на возрастные этапы обучения отсутствовало. После освоения учащимися осн. норм христианской нравственности, чтения по Псалтыри и письма излагался средневековый куррикулум - семь свободных искусств, унаследованный от римской школы и систематизированный Марцианом Капеллой, Боэциэм и Кассиодором. Куррикулум подразделялся на низшую ступень - тривиум (грамматика, риторика, диалектика или логика) и повышенную - квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Изучение свободных искусств до 15-16 вв. оставалось основой средневековой образованности и позволяло перейти к восприятию высшей мудрости - теологии и философии.

   Преподавание латинской грамматики и риторики подчинялось задаче использования античных риторических приёмов при составлении проповедей, классическая теория стихосложения должна была стать основой созданий церковных ритмов. Античное учение о добродетелях применялось при разработке христианской этики. Система грамматического и риторического образования оказалась одинаково приемлемой и для церковных деятелей и для лиц, управляющих государством, вотчиной, занимающихся дипломатической деятельностью и др.

   Христианство, определявшее сознание общества, было религией Священного Писания, книжным учением. Знание имело комментаторский характер и опиралось на классические сочинения, поэтому ведущую роль в обучении играло развитие памяти. Схоластика подняла авторитет образования и учителя.

   Развитие городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с мусульманской культурой стимулировали развитие школьного дела и системы образования. Соборные школы в крупнейших центрах Европы превратились во "всеобщие школы", а затем в университеты, которые получили право присуждения учёных степеней и выдачи разрешений на преподавание. Если до 12 в. книжные собрания хранились в монастырях, то с 12-14 вв. появились библиотеки при университетах, получили распространение личные собрания. Развитию образования способствовало возникновение книгопечатания (15 в.).

   Педагогическая мысль Средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов Церкви. Мир рассматривался как школа Христа, в которой история и жизнь каждого человека обретают смысл, поскольку они являются объектом воспитания, обращающего их к единой цели - познанию Бога. Педагогическое понимание взаимоотношений Бога и человека представлено в патристике у Климента Александрийского, Оригена, Иеронима, Августина. Августин оказал определяющее влияние на средневековую педагогику, определил содержание христианского образования, допускающего усвоение некоторых достижений античных авторов под руководством духовных наставников. Августин определил образовательный минимум интеллектуала в сочинении "О христианском учении". На первое место он ставил "словесные" науки и историю как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В образовательном процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету. Кассиодор и Исидор Севильский считали образование необходимым и для мирян. "Нищете мирских знаний" папа Григорий I (6 в.) противопоставил "просвещённую неучёность" святых подвижников. Оба эти направления были представлены в педагогике раннего Средневековья, отличавшейся религиозной экзальтацией, суровостью и аскетизмом.

   В средневековом сознании человек мыслился не только как "венец творения", но и как целостный мир (микрокосм), заключающий в себе то же, что и большая Вселенная (макрокосм). Этим определялась одна из главных целей воспитания - самосовершенствование. Детство воспринималось как пора несовершенства, т.е. социально отрицательно. Не случайно в средние века младенцев изображали со взрослыми лицами (т.н. путти). Юность считалась порой процветания. Воспитание основывалось на скрупулёзном исследовании традиций, соблюдении ритуалов и этикета. Значительный вклад в развитие образования внесли Алкуин, Рабан Мавр, Гуго Сен-Викторский, Винцент из Бове, Ж. Жемерсон и др. Идеологи еретических движений 12-15 вв. отрицали воспитательную роль церкви, выступали против употребления в школах латинского языка.

   Вместе с тем в педагогической теории и практике отразились тенденции, связанные с сословной организацией общества. В 8-10 вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - "Зерцала", т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. С возвышением в 11- 13 вв. рыцарства - новой служилой знати - стало оформляться рыцарское воспитание.

   Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями (домоводство, ткачество, рукоделие). Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи. Рыцарская культура выдвинула идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги. Появились "Назидания даме", в которых проблемы воспитания и морали в основном сводились к тонкостям этикета. Для знатной дамы было желательно уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии, слагать стихи, выразительно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать.

   С 13 в. развитие естественных наук оказало решающее влияние на сложившиеся представления об образовании. Широко трактуемый опыт был признан одной из основ обучения и воспитания. В 15-17 вв. средневековые традиции образования вытеснялись педагогикой Возрождения и Реформации. От Средневековья Западная Европа унаследовала этические идеалы, идею народного образования, элементы организационной структуры (школы разных степеней, университеты), а также интерес к гуманитарному знанию, усовершенствованную систему преподавания Древняя Русь не унаследовала непосредственно ни традиций античного образования, ни характерного для европейского средневековой христианской культуры рационалистического образа мышления. Не получили развития латинский и греческий языки.

   На протяжении всего Средневековья (в России принято продлевать этот период до 18 в.) продолжалась борьба церкви с языческими представлениями. Отождествление античного культурного наследия с язычеством способствовало тому, что античная мифология, ставшая в Западной Европе и Византии своего рода языком культуры и образования, на Руси воспринималась негативно и противопоставлялась православной вере. Также не была унаследована византийская система светского образования.

   Русь восприняла образец византийской монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. Первые учителя и религиозная литература появились на Руси, вероятно, при содействии южных славянских государств. Кириллицей на Руси пользовались уже в 10 в. Древнеболгарский (старославянский) язык стал использоваться при богослужениях. Возможность обучения на языке, близком к родному, во многом определила формы получения образования. Элементарное обучение на Руси оказалось не таким сложным, как при освоении латинской грамматики, поэтому не возникло и потребности в многолетнем школьном образовании.

   Первоначально школы организовывала княжеская власть, но в период татаро-монгольского нашествия (13-15 вв.) они исчезли. Освоение христианской книжности стало профессиональной задачей священства. У православных священников отсутствовал обет безбрачия, поэтому они стремились передать полученные знания своим детям. Такая практика не требовала создания системы школьного обучения. В Древней Руси школа не приобрела характера стабильного социального института.

   Важнейшим фактором социализации была семья. Профессиональное обучение осуществляли государственная, монастырская, общинная системы обучения. Овладением грамотой, счётом и церковно-книжными знаниями связывалось с профессиональными потребностями. Начальное образование ограничивалось обучением чтению, усвоением молитвенных текстов и церковным пением. Первой книгой для чтения была Псалтырь. К письму переходили далеко не все обучающиеся, т.к. соответствующие навыки считались необходимыми лишь для людей, посвятивших себя книжному делу. Письменные источники и берестяные грамоты свидетельствуют о достаточно широком распространении грамотности среди горожан.

   Начальное образование получали либо в семье, либо обучались индивидуально у грамотного лица или мастера грамоты, который совмещал педагогическую деятельность с другой профессией. Мастер мог обучать несколько человек, которые и составляли "училище". Осн. центрами культуры и книжности являлись монастыри.

   Важнейшим направлением воспитания было приобщение детей к православию. Основы христианского учения распространялись, как правило, в устной форме, через учительную деятельность духовенства. Гл. целью православного воспитания было наставление человека на путь спасения своей бессмертной души, на нравственное совершенствование. Знания ценились лишь в приложении к этой цели. Обучение "внутреннее", нравственное, как истинное противопоставлялось "внешнему", основанному на схоластических науках. Важнейшие знания доносила учительная литература. Гл. роль в православном воспитании играл духовный отец, нёсший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения хозяйства были изложены в "Домострое".

   Учреждение в 1598 Патриаршества в России открыло возможности для приглашения наставников от патриархов восточной церкви. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев) и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции.

   В привилегированных сословиях дети получали домашнее образование. В качестве учителей приглашались, как правило, иностранцы, в т.ч. и из пленных. Наиболее грамотный слой - дьяки и подьячие московских приказов - получал образование непосредственно на службе под руководством старших наставников.

   Приглашённые царём Алексеем Михайловичем представители украинского и белорусского духовенства стали организовывать в Москве "училищные монастыри" с преподавание свободных искусств и древних языков. Первым таким училищем стал Андреевский монастырь (1645). Молодёжь обучалась также в Чудовом и Заиконоспасском монастырях, на Государевом, Патриаршем и Типографском дворах. В конце 17 в. осн. Славяно-греко-латинская академия. Дальнейшее развитие московских школ шло в направлении высшего духовного образования, светские школы для подготовки профессиональных кадров появились позднее в результате Петровских реформ.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 276-278)

   См. также История образования в России, Мусульманская культура, Семь свободных искусств, Старообрядческие школы, Странствующие учителя

   Ч33(0)4


Морфологический разбор «средние века»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: множественное, единственное; падеж: именительный, винительный, первый родительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?, Без чего? ...

Фонетический разбор «средние»

транскрипция: [с'р'э́дн'ийэ]
количество слогов: 3
переносы: (сре - дние) ...

Ассоциации к слову «средние»


Цитаты со словом «средние»


Близкие по смыслу слова к слову «средние»


Предложения со словом «средние»

Так, мужчина бушмен из пустыни Калахари весит в среднем 40 кг.
Нам понадобится принципиально новый класс малых и средних предпринимателей, которые бы эти идеи ловили, доводили до продукта и продавали.
Что касается долларовых депозитов, то в среднем отечественные банки по такого рода вкладам платят около 7 процентов годовых.
Сам средний заработок считается за три последних месяца.
При этом средний объем головного мозга женщины несколько меньше, чем мозга мужчины.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.